Совершенно иной характер, в отличие от торговли, имели военнорегиональные походы. За всю историю войн, известных человеческой цивилизации, происходило подавление и порабощение побеждённых народов, насильственное уничтожение или использование чужой культуры. С войсками в обозах часто передвигались (путешествовали) летописцы, музыканты, куртизанки, учёные, перекупщики награбленных ценностей. Часть оставшегося в живых населения увозилось в плен. Например, воины монголов, арабов, персов в большинстве набирали себе жён-полонянок в результате военных набегов.
А политика египетских жрецов, воинов А.Македонского, римских полководцев, военачальников Чингиз-хана и Батыя по отношению к побеждённым народам сводилась к отправке в рабство в свою страну не только женщин и детей, но и наиболее профессиональных умельцев. В результате этого перемещались огромные массы людей различных национальностей, происходило их генетическо-социальное смешение. Свою весомую лепту в историю путешествий и формирование социальных контактов между народонаселением планеты внесли и путешествия паломников различных религий.
Хадж по священным местам в Мекку, паломничество к почитаемым святыням Иерусалима, Великие Христианские Крестовые походы — это тоже путешествия. По пути люди знакомились с народами других стран, с их жизненным укладом, традициями, культурой, языком. Описание заморских земель влекло новых неутомимых путешественников.Очень часто паломники-путешественники и их родичи оставались жить на территориях транзитных стран, обзаводились семьями, смешивались с местным населением. Они становились переселенцами, обживаясь на землях других народов, образовывая там свои национальные диаспоры, привнося новое в местную культуру. В результате возникала причудливая смесь национальных традиций.
Некоторые народности, имея социальные проблемы на исторической Родине, стали кочевыми, по-своему преобразив походный быт и свои культурные традиции, как цыгане — выходцы из прошлого Индии.Система религиозных традиций на практике почти всегда предопределяет отрешение от суеты и социальных проблем мира, условие самосовершенствования сознания, воссоединения с природой. Послушники и последователи различных направлений вероисповедывания создавали вдалеке от мирской суеты монастыри и особые поселения (православное и католическое христианство), тайные обрядовые и культовые святыни, места поклонений, храмы редкой архитектуры, использовали таинственные для того времени свойства природных явлений (буддизм, ламаизм, конфуцианство, индуизм, языческие культы славян, северных народов, африканцев, индейцев).
Поселенцам монастырей в поисках уединённых мест приходилось уходить в труднодоступные земли, осваивать суровые берега и острова Севера, тайгу Сибири, горные склоны Гималаев, Алтая, Кунь-Луня, Кавказа, плато Персии, Бразилии и Тибета. Во многих странах служители храмов и монастырей не только сами становились путешественниками, но и собирали богатейший и уникальный географический материал о новых, малоизвестных землях. Эколого-региональные явления природы, волевая энергетика, исторические и социальные процессы, закономерности развития общества и стечения обстоятельств в своё время привели к гигантским перемещениям народов.
Такое происходило в период формирования империи Александра Македонского, при создании Арабского Халифата и Великого китайско-персидского торгового Шелкового Пути, при ливийско- нубийских и франко-германских войнах, при монголо-татарских захватах земель войсками Чингиз-хана и Батыя, во время знаменитых Христианских Крестовых походов и путешествий.
doah7ny7ufm4womf
- Материалы взяты из книги Ускова А.С. Практика Туристких Путешествий.(Творческий Учебный центр "Геос")1999.